Эта опция возвращает прежний вид Главной страницы 16 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ , разворачивая свернутые и закрытые рубрики и блоки.

Восстановить 16 ВОЗДУШНАЯ АРМИЯ Главную.

116-й гвардейский бомбардировочный Радомский Краснознаменный авиационный полк

в составе 16-й воздушной армии с 1953 по 1989.

Войсковая часть:
в/ч 42048 (1941-1953)
в/ч 81776 (с 1953)

Родословная:
563-й истребительный авиационный полк (сентябрь 1941 – 3 августа 1943)
116-й гвардейский истребительный авиационный полк (3 августа 1943 – 8 октября 1943)
116-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк (8 октября 1943 – январь 1945)
116-й гвардейский истребительный Радомский Краснознаменный авиационный полк (январь 1945 – март 1960)
116-й гвардейский истребительно-бомбардировочный Радомский Краснознаменный авиационный полк (март 1960 - 11 ноября 1976)
116-й гвардейский Радомский Краснознаменный авиационный полк истребителей-бомбардировщиков (11 ноября 1976 - июнь 1982)
116-й гвардейский бомбардировочный Радомский Краснознаменный авиационный полк (июнь 1982 – октябрь 1993)
116-я гвардейская бомбардировочная Радомская Краснознаменная авиационная база (октябрь 1993 – июль 1994)
116-я гвардейская бомбардировочно-разведывательная Радомская Краснознаменная авиационная база (июля 1994 – август 2010)
116-я гвардейская штурмовая Радомская Краснознаменная авиационная база (август 2010 – настоящее время)

Аэродромы:
Гютерфельде (ГДР) (май 1945 – декабрь 1945)
Мерия (ЗакВО) (декабрь 1945 – октябрь 1953)
Альтес Лагерь (ГСВГ) (октябрь 1953 – июль 1968)
Бранд (ГСВГ) (июль 1968 – июль 1989)
Россь (БВО/ВВС РБ) (июль 1989 – август 2010)
Лида (ВВС РБ) (август 2010 – настоящее время)

Подчинение:
2-я резервная авиагруппа (сентябрь 1941 – ноябрь 1941)
ВВС 54-й армии (ноябрь 1941-февраль 1942)
205-я истребительная дивизия (май 1942 – сентябрь 1942)
283-я истребительная дивизия (сентябрь 1942 – октябрь 1953)
126-я истребительная дивизия (октябрь 1953 - март 1960)
105-я авиационная дивизия истребителй бомбардировщиков (март 1960 - июль 1989)
1-я гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия (июль 1989 – январь 1992
ВВС Республики Беларусь (январь 1992- февраль 2002)
Западное оперативно-тактическое командование ВВС и войск ПВО Республики Беларусь (2002 – настоящее время)

материальная часть:
МиГ-3 (1941-1942)
И-16 (1941-1942)
Як-1 (1942-1944)
Як-3 (1944-1946)
Р-63 «Кингкобра» (1946-1951)
МиГ-15 (1951-1952)
МиГ-17 (1952-1968)
МиГ-17Ф (1968-1974)
Су-7Б (1974-1984)
Су-24 (1982-2010)
Су-24М (1984-2012)
Су-24МР (1994-2012)
Су-25 (2010 – настоящее время)
Су-25УБ (2010 – настоящее время)

История части:
Часть была сформирована как 563-й истребительный авиационный полк двухэскадрильного состава на подмосковных аэродромах Раменское и Клин с 12 по 17 сентября. На вооружении полка были самолеты И-16 и МиГ-3.
17 сентября 1941 563-й иап убыл с места формирования, вошел в состав 2-й резервной авиационной группы и переброшен в район Волхов. 7 октября 1941 563-й иап получил два МиГ-3 из отводимого в тыл 158-го истребительного полка, и на 19 октября 1941 год насчитывал в своем составе 4 самолета МиГ-3 и 7 самолетов И-16.
В конце января 1942 года 563-й иап выведен на переформирование, до апреля 1942 года переобучен и укомплектован истребителями Як-1. С 13 апреля 1942 года полк действал на Брянском фронте. В июне 1942 года 563-й иап базировался в Орловской области . После доукомплектования 563-й иап действовал на Воронежском фронте в районе Касторного.
С конца лета 1942 года 563-й иап участвовал в обороне Сталинграда, действуя над ним, а также в районах Котлубань, Ерзовка. На счету полка первый сбитый советскими летчиками 22 сентября 1942 года над Котлубанью Henschel Hs-129. В боях за Сталинград полк произвел 110 воздушных боев, сбил 57 самолетов противника в воздухе и штурмовыми действиями уничтожил на аэродромах 9 самолетов противника. 9 марта 1943 года 563-й иап перебазировался под Курск, и откуда действовал во время битвы на Курской дуге.

3 сентября 1943 года преобразован в 116-й гвардейский истребительный авиационный полк
8 октября 1943 года 116-й иап был награждён орденом Красного Знамени.
В феврале 1945 года за прикрытие наземных войск и успешное выполнение задач по овладению городом Радом (Польша) 116-му иап было присвоено наименование почётное наименование «Радомский».

Во время войны летчики полка участвовали в 519 воздушных боях, из них 194 групповых, сбили 316 самолетов противника; полк потерял 62 летчика и 105 самолетов.

В 1982 году 116-й гв. бап переучился на новейшую – боевой авиационный комплекс Су-24. Боевая мощь полка увеличилась более чем в три раза.

В связи с подписанием договора о сокращении обычных вооружений в Центральной Европе и процессом пререстройки в СССР, в июле - августе 1989 года полк был перебазирован с аэродрома Бранд на аэродром Россь в Белоруссии. В БВО 116 гв. бап прибыл в составе трех эскадрилий по 10 Су-24М в каждой. Полк вошел в состав 1-й гвардейской бомбардировочной дивизии.
В июле 1992 года полк вошел в состав ВВС РБ, личный состав принял присягу на верность Республике Беларусь.
В ходе реформы ВВС РБ 116-й гв. бап был переформирован в 116-ю гвардейскую бомбардировочную авиационную базу с сохранением всех наград и почетных наименований
В июле 1994 в состав авиабазы была включена разведывательная эскадрилья на самолетах Су-24МР, из расформированного 10-го орап из Щучина. С прибытием эскадрильи Су-24МР, 2-я бомбардировочная эскадрилья была расформирована, и эта эскадрилья стала 2-й аэ 116-й гв. авиабазы, а сама база была переименована в 116-ю гвардейскую бомбардировочно-разведывательную авиационную базу.
В июле 2010 году 116-я гв. браб была расформирована. В Лиде путем объединения 116-й браб и 206-й штурмовой авиабазы была сформирована 116-я гвардейская штурмовая авиационная база с сохранением наград и почетных наименования 116-й браб. К имеющимся в Лиде Су-25 из Росси перелетела часть Су-24М.
В феврале 2012 года министерство обороны Белоруссии объявило о решении снять все самолеты Су-24М/МР с вооружения ВВС и ПВО Белоруссии. Затраты на поддержание летной готовности Су-24 были признаны неоправданно большими. Таким образом в настоящее время 116 гв. шаб эксплуатирует только штурмовики Су-25 и Су-25УБ.

автор с благодарностью примет все исправления и дополнения по адресу airarmy16@yandex.ru